Развитие и деградация Несостоятельность идеи прогресса

развитие и деградация идея прогресса

Я убеждён в том, что древние люди не были глупее, или слабее интеллектуально, или как-то ещё, чем современные люди. Часто бывает даже скорее наоборот. Например римская империя, реально была государством с реально действующим гражданским правом, которым не упустил случая воспользоваться апостол Павел. Всем известен тот эпизод, когда его посадили в тюрьму без решения суда, но он воспользовался правом римского гражданина, и потребовал (только представьте) публичных извинений мера города. А также то, что не мыслимо в наши дни вообще нигде: он воспользовался правом римского гражданина потребовать суда, лично императора!! А если почитать философские труды римского императора Марка Аврелия, то вообще, до него многим современным политикам, як то кажуть: як до Києва рачки. Поэтому я безусловно принципиальный противник идеологии прогресса, которая во многом также стоит и на антинаучном мифе об эволюции, который в свою очередь является все той же самой идеей прогресса, только в сфере биологии.

Но! Различные общества таки развиваются, и цивилизации находятся на разных уровнях цивилизованности, только происходит это не детерминировано, как повествует нам идеология прогресса, из закономерной необходимости. Если бы это было так, то тогда общества, неизбежно, из необходимости, всегда бы только развивались. Но это не всегда так, но есть масса примеров деградирующих обществ, которые умудрились, сподобились, порой даже за чрезвычайно короткий период, из состояния цивилизованности прийти в состояние первобытных племён. Признаком развивающегося общества, опять же, согласно этой идеологии, является то, что такое общество поднимается на более высокую ступень в иерархии доминирования, и поглощает менее развитые общества побеждая их в борьбе за выживание. То есть в данной системе координат признаком развития называют то, что я бы назвал как раз признаком деградации.

Я абсолютно полностью соглашаюсь с тезисом, что признаком развитости общества является способность к пониманию. Например апостол Павел пишет в письме к Коринфянам: вам не тесно в сердцах наших, но в ваших сердцах тесно для нас… Также и Иисуса, как человека являющегося представителем принципиально более высокого уровня цивилизованности, не могли понять фарисеи и поэтому Он им говорил: мои слова не вмещается в вас.

Иисус мог понять фарисеев, но фарисеи не могли понять его, как и апостол Павел понимал коринфян, а те были для него как дети. Точно также и более развитые общества способны понимать менее развитые, а обратного понимания не происходит.

При этом безусловно надо заметить одну важную проблему, которая всегда возникает в этой связи. Не понимающая сторона, как правило, а точнее практически всегда, ведёт себя крайне агрессивно. Что мы и видим на выше приведённых примерах: Христа распяли, Павла многократно побивали камнями. Это же мы можем наблюдать и в русско-украинском конфликте, который также является цивилизационным противостоянием.

Высказать мнение в комментарии